Чау-чау : от истоков до современности.
Миф реальности.
« Уничтожили породу! Найти, поймать и наказать!»
Каждый раз, когда я слышу такого типа высказывания о современных заводчиках (как правило, даже о ком-то конкретном), о их вине в ухудшении или даже вырождении породы чау, не могу сдержать
скептической улыбки. И очень хочется спросить: «Надо же! И кто тот особенный, кроме Бога, кто способен в одиночку изменить Мир?»
В действительности, если отбросить шутки в
сторону, за такими обвинениями кроется две реальности: либо не знание или недалёкость мышления, либо злонамеренное желание кому-то навредить, с расчётом на мало информированность
большинства слушателей. Тем, кто говорит такое умышленно, дальше вряд ли будет интересно...
В этой небольшой статье я попытаюсь доступно и максимально кратко развеять
очередной миф.
Всем известно (надеюсь), что основой движений и изменений в нашем Мире
является Эволюция: естественная, искусственная, социальная, техническая и много других видов в соответствии с разными сферами. Не ставлю себе за цель читать полномасштабную лекцию (кому интересно
– в интернете тысячи научных трудов), но главный закон эволюции можно описать несколькими словами: в зависимости от требования получаем результат.
Как это применительно к развитию породы чау-чау (или любой другой)? Очень непосредственно и
вполне закономерно!
За миллионы лет природа создала собаку идеальной для самостоятельного выживания в
естественных условиях. Несколько тысячелетий назад человек заинтересовался этим созданием и, увидев для себя выгоду, начал постепенно превращать его в часть своей жизни. Заняв место
матери-природы, изменив среду и требования, мы изменили не только внешний облик, но и характер, и поведение собаки.
В результате, любимая для человека «игра в Бога» подарила Миру сотни разнообразных пород собак,
различие которых настолько велики, что трудно верить в их единое начало.
Это в глобальном. А теперь коснусь непосредственно моей восхитительной породы чау-чау. Процесс
искусственной эволюции никогда не прекращается даже внутри одной породы. Течёт время, меняются люди, перерождается Мир. То, что было важно вчера – совершенно не актуально сегодня. Изменив
требования, мы меняем внешность и суть.
Больше трёх тысяч лет назад монахи Тибета начали создавать собаку, которая стала бы союзником и
полноценным партнёром в их жизни. Им не был важен облик – поэтому внешний вид пария-чау взяли на себя горы:
не слишком большая ростом, что бы при необходимости самостоятельно прокормится. И не маленькая, что бы выжить
в схватке с диким зверем. С очень густой, средней длины шестью, что бы одинаково противостоять и стуже, и жаре. Толстая, пластичная, но не рыхлая кожа, как отличная помощь в терморегуляции
и дополнительная физическая защита. Маленькие уши; глубокие, раскосые глаза – максимальная работа при отличной защите от пыльных ветров и снежных бурь.
Средний костяк, который обеспечивал баланс между крепостью, выносливостью и скоростью.
Спрямленные углы задних лап и почти отвесные пясти при длительном движении хорошо снимают нагрузку с этих частей, более равномерно распределяя на всё тело. Кроме того, такое строение придаёт
дополнительную устойчивость в неровной гористой местности. С другой стороны, оно же делает более жёстким походку. Для компенсации этого у чау формируются крепко собранные пальцы, работающие как
пружина.
Выраженные углы конечностей, как и длинная спина-пружина (необходимые условия для скорости и длительности бега) проблемные там, где нужна молниеносность реакции и резкость манёвров.
Крепкая спина, при относительно коротком формате и развитой грудной клеткой обеспечивает хорошую ударную силу, прочность, мощь всего тела. В то же время, массивная, не короткая, достаточной длины
шея гарантирует широкий обзор и быстроту реакции.
Скорость в горной местности значения почти не имеет, поэтому длинный хвост-«руль» не нужен – на его месте более удобен не мешающий «бублик» на спине.
Яркая или полосатая раскраска опасна на рыже-серой земле. Все оттенки красного – вот лучшая маскировка.
Вот так Тибет создавал облик своего Красного Дракона.
Для монахов же - людей веры, первостепенное значение имела внутренняя энергия, духовная сила и ментальность
животного. Хотя и обычные пользовательские вещи не обошли стороной их интересы.
Чау использовали при медитациях и лечении. Отбирая по этому принципу производителей, монахи развивали и культивировали определённые качества психики и поведения. Именно отсюда берут начало
легендарно известная особенность синеязыкой собаки закрывать собой хозяина от болезней и бед. Так же, породной чертой стала исключительная верность и пожизненная привязанность к одному человеку.
В то же время, бесценность свободы и независимость личности, особо почитаемые в Тибете, нашли отображения в яркой индивидуальности и независимости чау. И кроме всего, востребованными остались
первоначальные охранно-охотничьи навыки дикого зверя, сохранив принципы строения тела, недоверчивости и упрямства характера.
Чуть больше ста лет назад первые чау попали в Англию. Традиционная, до крайностей
консервативная страна старалась максимально сохранить наследие Тибета в неизменном виде. Ей это удавалось много десятилетий, гордо демонстрируя легко узнаваемый, классический английский
тип.
Прошло немного времени, и чау, покинув границы Великобритании, начали уверенно
завоёвывать Мир.
Фееричная, изменчивая, лёгкая на эксперименты и жизненные перевороты Америка в пару
поколений разнообразила породу до трудно схожих между собой подвидов. Появилось даже то, чего раньше не было – кремовые собаки. Как? – Это уже «секреты» истории…
Старомодная Европа, тяжёлая на перемены, долгое время жила «сама в себе», стойко держа определённый тип в каждой стране. И многие годы для ценителя породы не представляло сложности лишь по фото
определить происхождение или генетические линии конкретной собаки.
Тем не менее, хоть и достаточно медленно, изменения происходили всюду. В первую очередь это коснулось нрава.
Переселившись с гор в города, чау постепенно начали терять исконные черты характера –
то, что жизненно необходимо в дикой природе, проблемно в густонаселённом человеческом сообществе. Подчёркнутая самостоятельность, независимость, с элементами агрессивности и территориальности
через несколько поколений стёрлись в более мягкие проявления – замкнутость для чужого окружения, гордость в манерах, лёгкую отрешённость в общении.
Но это было только начало. Колесо Эволюции Человечества не останавливается, а лишь стремительно набирает обороты.
Интернет и транспортные возможности стёрли границы нашего общения, перешагнув большинство преград и сложностей, которые много десятилетий обеспечивали определённую одноликость в поголовье разных
точек Мира.
С этого момента пошла быстрая ассимиляция и выравнивание
породы.
С новой волной всемирного увлечения – догшоу, изменения
в характере и внешности чау начали проявляться более стремительно.
Теперь человеку не нужен доминантный, независимый, охранный пёс. Более того, любая агрессивность в здоровом обществе опасна и закономерно наказуемая.
В современном мире технологий нам нет нужды
охотиться с луком, охранять пещеру или перевозить на санях собственность. В принципе, классическое понятие «собака» изжило себя, как часть жизни нашего общества. Так же, как и кареты,
свечи, солнечные часы и много других вещей, которые мы сохраняем как историческую память, интересную коллекционерам. То же произошло и с «четвероногим другом» - человек перевёл его из
разряда жизненной необходимости в простое увлечение для души.
В современном мире главным стрежнем, на котором
крутится колесо породы остались только «догшоу», как спорт, соревнования, приятное времяпровождение единомышленников.
Кое-кто будет причитать: «Это плохо! Всё пропало! Мы всё
потеряли!». Возможно «да», но только если взглянуть поверхностно. В действительности же, все произошедшие изменения - это единственное условие для сохранения нашей породы в реальном мире.
Надо понимать и принимать как бесспорный факт то, что профессиональная
кинология сегодняшнего дня – это спорт, зрелищные соревнования, стремление быть первым, лучшим. Естественное стремление человека, созданное той же эволюцией, заставляющее нас любым способом
двигаться вперёд.
По этому, внешность и эстетика (кто и как её понимают – это
уже другой вопрос), дружелюбный характер, позитив любимой игрушки – превратилось в основу формирования любой современной породы, включая и нашу. Этот процесс начался не вчера – он длится годами,
он логичен и закономерен и касается не только собак. Хотя, как и во всём остальном, в истории развития породы чау нашлось место и крайностям.
Искусственно созданная экстремальная экзотичность кинула чау на
пьедестал моды, временно создав иллюзию массового интереса. Но собака – это не рубашка, которую одев однажды, можно забросить в шкаф и забыть. В нормальной семье с минимальными человеческими
ценностями собака становится неотделимой частью на десятилетия или больше. А когда удовольствие превращается в обузу - теряется весь его позитив, оставляя лишь осадок сожаления.
Есть хорошая поговорка: «Красота требует жертв, а глядя на Вас –
понимаешь, что не малых!». В какой-то момент стремление некоторых заводчиков достичь шокового эффекта в породе, перешло все разумные границы – мода на «ах» родила целые линии излишне тяжёлых,
сырых, с проблемными глазами, дыханием, повседневной жизнью собаками. Но будет неверно утверждать о тотальной умышленности, скорее речь идёт об отсутствии необходимых знаний и не понимании всех
последствий. К сожалению, статус заводчика в кинологии не требует никакого уровня специального образования, оставляя результат на волю случая. И до тех пор, пока это будет правилом, мало что
изменится.
Поняв, какую цену мы платим за экстрим, помогая таким способом
создавать мифы и стереотипы, и что в результате теряем, думающие заводчики повернули вектор развития породы в другое направление. И как закономерный результат, мы наблюдаем тенденцию во всем Мире
к избавлению от излишеств, усложняющих жизнь не только самой собаке, но и человеку рядом с ней.
Но это так же породило другую крайность в разведении: слишком лёгкие чау-лайки,
потерявшие свой характерный, легкоузнаваемый породный облик за мнимой «натуральностью и здоровьем».
Ещё один не мало важный момент, отобразившийся на численности породы - с
подачи ветеринаров созданная репутация «проблемной» собаки. Что можно понять, ибо намного легче спрятать свою некомпетентность в диагностировании и лечении болезней за словами: « Это такая
порода», чем признать: «Извините, но мои знания на уровне шаманства…»
То же касается и позиции старых "совдеповских" дрессировщиков, знающих только школу
"кнута"...
Возможно, эти причины или им похожие отыграли определённую роль в уменьшении интереса к чау-чау,
но в реальности есть одна действительно глобальная, касающаяся всех пород:
Выше я писала о поколениях, для которых собака была жизненной необходимостью. Их сменили времена, где
собака была удовольствием, роскошью и хобби. Но на сегодня и это осталось в прошедшем - современный уровень глобализации и развития нанотехнологий не оставил шанса собаке, даже как хобби. По
этому, что бы мы ни делали, как бы ни изменяли внешний вид или характер чау, искали виноватых или не очень, но с каждым годом наши собаки будут становиться всё больше раритетом и атрибутом
вчерашнего дня.
Как во всём связанном с человеком, крайности и личная интерпретация есть и будут
везде, и нашу любимую породу это не обойдёт стороной. Но это уже тема совершенно другой статьи.
И дело не в одном заводчике, не в нескольких, и даже не в какой-то стране. Дело во Времени, где мы с Вами - уже достаточно редкие коллекционеры!
Потому важно понять и пытаться найти золотую середину, которая возможно дарует нам шанс сохранить породу ещё на несколько поколений. Ведь с каждым последующим десятилетием у Человечества будет
появляться всё больше и больше архаизмов - ненужных вещей из прошлого. И дай Бог, чтобы не только чау, но и собака вообще не попала в этот список, а осталась рядом с человеком, пускай хотя
бы как удовольствие для шоу…